Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Конспект логопедического занятия по проекту «Азбука в России»
с детьми подготовительной к школе группы

Сундучок карельских сказок

Иванова Юлия Игоревна,
Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93
компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга
Программное содержание занятия:
Коррекционно-образовательные  цели:
- совершенствовать навыки звукового анализа слов;
- совершенствовать навыки слогового количественного анализа слов;
- совершенствовать навыки анализа предложения с предлогом;
- совершенствовать навыки чтения словосочетаний;
- продолжать формировать навыки подбора однокоренных слов;
- формировать умение образовывать сложные слова;
- уточнять знания детей о Карелии и карельских сказках, активизировать словарный запас;
- совершенствовать связную речь.
 
2. Коррекционно-развивающие цели:
- развивать фонематические представления;
- развивать общую моторику и координацию речи с движением;
- активизировать речевую и интеллектуальную деятельность детей.
 
3. Коррекционно-воспитательные цели:
- вызывать интерес к национальной культуре народов разных республик;
- привлекать внимание детей к сходству сказок разных народов.
 
Материалы к занятию:
- презентация «Сундучок карельских сказок»;
- три ключа с изображениями схем слов;
- корзинка и изображения карельских калиток с начинками на обратной стороне;
- карточки на каждого ребёнка с напечатанными словосочетаниями: разные прилагательные со словом «игла»;
- раздаточные карточки с изображением овода в левом верхнем углу для зарисовки схемы предложения;
- два конверта с изображениями пастушка и флага и герба разных республик на разных конвертах.
 
Ход занятия.
  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Логопед спрашивает у детей, любят ли они сказки, и говорит о том, что их приглашает в гости сундучок с карельскими сказками. Логопед спрашивает, какие карельские народные сказки знают дети. Дети перечисляют названия знакомых сказок. Логопед предлагает детям посмотреть, какие же сказки есть в сундучке, и приглашает детей к интерактивной доске с презентацией к занятию, где дети видят на слайде сундук.
2. Развитие звукового анализа слова.Логопед говорит:
- Но сундучок пока закрыт. У меня есть три ключа, но только один откроет сундук. На этом ключе будет схема слова «замок».
Дети определяют последовательность и количество звуков в слове и находят ключ с нужной схемой. И дети видят на слайде, что сундучок открылся, и появилось изображение сказки.
  1. Развитие слогового анализа слов и связной речи:
Дети узнают и называют сказку – «Младшая сестрица».  Логопед напоминает детям, что в этой сказке три сестры попали к волку, но младшая сестра придумала, как им домой вернуться. Что же она придумала? Один из детей рассказывает этот отрывок сказки. Логопед говорит:
- Наверное, у младшей сестры был острый ум, значит, она какая?
Дети называют слово «остроумная». Логопед говорит:
- Какие же гостинцы карельские можно положить в короб? Помните, как называются карельские пирожки?
Дети вспоминают, что карельские пирожки называются калитками. Логопед предлагает детям положить «калитки» в корзинку: сначала те, у которых в названии начинки один слог, потом – два и три слога. Дети берут изображение калитки, называют начинку (изображение на обратной стороне «калитки»), определяют количество гласных звуков и слогов в словах «лук», «рис», «каша», «рыба», «картошка». Потом дети  складывают по порядку «калитки» в корзинку.
  1. Развитие грамматического строя речи (подбор родственных слов) и связной речи.
Логопед приглашает детей снова к интерактивной доске, где на слайде изображение следующей сказки – «Ольховая чурка». Дети называют сказку. Логопед говорит:
- Мы видим, что Ольховая чурка сражается со Змеем. А что было дальше, кто расскажет?
 Один из детей рассказывает часть сказки, как после победы над змеями друзья возвращались домой, и Ольховая чурка узнал о том, что мать змеев хочет их погубить, предупредил об этом друзей, да нельзя было, и превратился снова в деревяшку. Но мать пошла  искать сына, нашла его,  и от её слёз он снова ожил. Логопед предлагает детям для того, чтобы помочь матери оживить сына, придумать слова родственники к слову «сын». Дети подбирают и называют однокоренные слова: сынок, сыночек, сыновья, сынище, усыновить.
  1. Развитие общей моторики, координация речи с движением:
Дети снова подходят к интерактивной доске, на которой изображение следующей сказки. Дети узнают и называют её – «Белка, иголка и рукавица». Логопед просит одного из детей рассказать, о чём эта сказка. Ребёнок кратко рассказывает. Логопед спрашивает, могли ли они встретить зайца в карельском лесу. Дети отвечают, что могли бы. Логопед предлагает детям «поговорить со сказочным зайцем» и вспомнить карельскую прибаутку. Дети с логопедом произносят текст и выполняют движения:
                  - Зайка, зайка, белый хвост,             (изображают зайца)
Где ты был?                                       (разводят руки в стороны)
- Косил овёс.                                     (показывают, как косят)
- Где овёс?                                         (разводят руки в стороны)
- Журавль склевал.                            (изображают большую птицу)
- Где журавль?                                   (разводят руки в стороны)
- Медведь прогнал.                            (показывают медведя)
- Где медведь?                                    (разводят руки в стороны)
- Сидит в ловушке.                             (присели, руки над головой)
- Где ловушка?                                    (разводят руки в стороны)
- На горушке.                                     (показывают над головой горку)
- Где горушка?                             (разводят руки в стороны)
- Вечерком смыло                        (плавные движения рук сверху вниз)
В Янис ручейком.
  1. Развитие грамматического строя речи (словообразование сложных прилагательных) и связной речи.
На слайде появляется изображение следующей сказки. Дети узнают и называют её – «Красавица Насто». Логопед спрашивает у детей, почему сказка так называется. Дети отвечают: «Потому что Насто была очень красивая». Логопед говорит о том, как в сказке описывали красавицу Насто: «по локоть руки в золоте, по колено ноги в серебре», но детям предлагает описать её другими словами: «Я вам назову два слова, а вы составьте из них одно слово». Логопед называет:
- У неё светлые волосы. Насто какая? (светловолосая)
- У неё голубые глаза. Насто какая? (голубоглазая)
- У неё тонкие брови. Насто какая? (тонкобровая)
- У неё добрая душа. Насто какая? (добродушная)
- Она любит трудиться. Насто какая? (трудолюбивая)
  1. Развитие навыка чтения словосочетаний и связной речи.
На слайде появляется изображение горшочка и киселя. Логопед называет предметы и спрашивает у детей, что это за сказка. Дети называют сказку – «Горшок киселя». Логопед предлагает детям рассказать, о чём эта сказка, и один из детей кратко рассказывает её. Логопед предлагает детям помочь найти потерянную иголку. Раздаёт детям карточки, на которых дети читают: острая игра, тонкая игла, умная игла, шумная игла, маленькая игла. Если прочитавший словосочетание ребёнок говорит, что оно верное, то сена на слайде становится меньше, и в конце выполнения задания видна часть иголки.
8. Развитие навыка анализа предложения и связной речи.
На следующем слайде появляется изображение сказки. Дети узнают и называют её – «Овод и козы». Логопед просит рассказать, о чём эта сказка. Один из детей кратко рассказывает её. Логопед говорит:
- Пастушок довольный побежал домой, забыв поблагодарить помощников. Ну ничего, мы отправим пастушку письмо, и каждый нарисует схему предложения: «Овод выгнал коз из ржи». Под картинкой овод нарисуйте первое слово полоской и дальше все остальные слова.
Дети определяют количество слов в предложении, садятся за столы и рисуют схемы предложения. Логопед собирает нарисованные схемы и предлагает детей выбрать один из конвертов, на котором изображён пастушок и флаг Карелии. Дети рассказывают о каждом цвете карельского флага и о том, почему на гербе Карелии изображён медведь. Логопед спрашивает у детей, на какую русскую народную сказку похожа эта сказка. Дети вспоминают сказку «Заюшкина избушка». Логопед напоминает и о том, что сказка «Младшая сестрица» похожа на сказку «Маша и медведь». Логопед спрашивает:
- Как вы думаете, почему многие сказки разных народов так похожи?
Дети предлагают свои версии. Логопед подводит итог, что разные народы живут дружно, рассказывают друг другу свои сказки, и нужно всем жить в мире и дружбе, чтобы всем вместе придумывать ещё много разных интересных сказок.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»