Конспект логопедического занятия по проекту «Азбука в России»
с детьми подготовительной к школе группы
с детьми подготовительной к школе группы
Сундучок карельских сказок
Иванова Юлия Игоревна,
Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Программное содержание занятия:Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Коррекционно-образовательные цели:
- совершенствовать навыки звукового анализа слов;
- совершенствовать навыки слогового количественного анализа слов;
- совершенствовать навыки анализа предложения с предлогом;
- совершенствовать навыки чтения словосочетаний;
- продолжать формировать навыки подбора однокоренных слов;
- формировать умение образовывать сложные слова;
- уточнять знания детей о Карелии и карельских сказках, активизировать словарный запас;
- совершенствовать связную речь.
2. Коррекционно-развивающие цели:
- развивать фонематические представления;
- развивать общую моторику и координацию речи с движением;
- активизировать речевую и интеллектуальную деятельность детей.
3. Коррекционно-воспитательные цели:
- вызывать интерес к национальной культуре народов разных республик;
- привлекать внимание детей к сходству сказок разных народов.
Материалы к занятию:
- презентация «Сундучок карельских сказок»;
- три ключа с изображениями схем слов;
- корзинка и изображения карельских калиток с начинками на обратной стороне;
- карточки на каждого ребёнка с напечатанными словосочетаниями: разные прилагательные со словом «игла»;
- раздаточные карточки с изображением овода в левом верхнем углу для зарисовки схемы предложения;
- два конверта с изображениями пастушка и флага и герба разных республик на разных конвертах.
Ход занятия.
- Организационный момент. Сообщение темы занятия.
2. Развитие звукового анализа слова.Логопед говорит:
- Но сундучок пока закрыт. У меня есть три ключа, но только один откроет сундук. На этом ключе будет схема слова «замок».
Дети определяют последовательность и количество звуков в слове и находят ключ с нужной схемой. И дети видят на слайде, что сундучок открылся, и появилось изображение сказки.
- Развитие слогового анализа слов и связной речи:
- Наверное, у младшей сестры был острый ум, значит, она какая?
Дети называют слово «остроумная». Логопед говорит:
- Какие же гостинцы карельские можно положить в короб? Помните, как называются карельские пирожки?
Дети вспоминают, что карельские пирожки называются калитками. Логопед предлагает детям положить «калитки» в корзинку: сначала те, у которых в названии начинки один слог, потом – два и три слога. Дети берут изображение калитки, называют начинку (изображение на обратной стороне «калитки»), определяют количество гласных звуков и слогов в словах «лук», «рис», «каша», «рыба», «картошка». Потом дети складывают по порядку «калитки» в корзинку.
- Развитие грамматического строя речи (подбор родственных слов) и связной речи.
- Мы видим, что Ольховая чурка сражается со Змеем. А что было дальше, кто расскажет?
Один из детей рассказывает часть сказки, как после победы над змеями друзья возвращались домой, и Ольховая чурка узнал о том, что мать змеев хочет их погубить, предупредил об этом друзей, да нельзя было, и превратился снова в деревяшку. Но мать пошла искать сына, нашла его, и от её слёз он снова ожил. Логопед предлагает детям для того, чтобы помочь матери оживить сына, придумать слова родственники к слову «сын». Дети подбирают и называют однокоренные слова: сынок, сыночек, сыновья, сынище, усыновить.
- Развитие общей моторики, координация речи с движением:
- Зайка, зайка, белый хвост, (изображают зайца)
Где ты был? (разводят руки в стороны)
- Косил овёс. (показывают, как косят)
- Где овёс? (разводят руки в стороны)
- Журавль склевал. (изображают большую птицу)
- Где журавль? (разводят руки в стороны)
- Медведь прогнал. (показывают медведя)
- Где медведь? (разводят руки в стороны)
- Сидит в ловушке. (присели, руки над головой)
- Где ловушка? (разводят руки в стороны)
- На горушке. (показывают над головой горку)
- Где горушка? (разводят руки в стороны)
- Вечерком смыло (плавные движения рук сверху вниз)
В Янис ручейком.
- Развитие грамматического строя речи (словообразование сложных прилагательных) и связной речи.
- У неё светлые волосы. Насто какая? (светловолосая)
- У неё голубые глаза. Насто какая? (голубоглазая)
- У неё тонкие брови. Насто какая? (тонкобровая)
- У неё добрая душа. Насто какая? (добродушная)
- Она любит трудиться. Насто какая? (трудолюбивая)
- Развитие навыка чтения словосочетаний и связной речи.
8. Развитие навыка анализа предложения и связной речи.
На следующем слайде появляется изображение сказки. Дети узнают и называют её – «Овод и козы». Логопед просит рассказать, о чём эта сказка. Один из детей кратко рассказывает её. Логопед говорит:
- Пастушок довольный побежал домой, забыв поблагодарить помощников. Ну ничего, мы отправим пастушку письмо, и каждый нарисует схему предложения: «Овод выгнал коз из ржи». Под картинкой овод нарисуйте первое слово полоской и дальше все остальные слова.
Дети определяют количество слов в предложении, садятся за столы и рисуют схемы предложения. Логопед собирает нарисованные схемы и предлагает детей выбрать один из конвертов, на котором изображён пастушок и флаг Карелии. Дети рассказывают о каждом цвете карельского флага и о том, почему на гербе Карелии изображён медведь. Логопед спрашивает у детей, на какую русскую народную сказку похожа эта сказка. Дети вспоминают сказку «Заюшкина избушка». Логопед напоминает и о том, что сказка «Младшая сестрица» похожа на сказку «Маша и медведь». Логопед спрашивает:
- Как вы думаете, почему многие сказки разных народов так похожи?
Дети предлагают свои версии. Логопед подводит итог, что разные народы живут дружно, рассказывают друг другу свои сказки, и нужно всем жить в мире и дружбе, чтобы всем вместе придумывать ещё много разных интересных сказок.